Комплекс упражнений для свистящих звуков

  1. Не надувая щеки, вытянув губы трубочкой, гонять ватный шарик по столу на одном выдохе (выдох не должен становиться прерывистым, упражнение не должно проводиться чересчур долго, т.к. при продолжительном дутье имеется риск развития гипоксии мозга);
  2. Ребенка просят немного приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносить «пя-пя-пя-пя». Язык при этом должен оставаться широким и касаться краями уголков рта ( упражнение « накажу непослушный язычок»).
  3. Ребенка просят улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении; не стоит растягивать губы в слишком широкую улыбку, т.к. это способствует напряжению, язык не извлекают слишком далеко, достаточно, чтобы он прикрывал нижнюю губу и касался уголков рта (упражнение« лопаточка») 
  4.  Продолжая выполнять предыдущее действие, сдувать ватку по столу, произнося звук «ф», стараясь не надувать щеки; 
  5. Ребенка просят улыбнуться, показать зубы, слегка приоткрыть рот и поводить кончиком языка по нижним зубам вверх-вниз и из стороны в сторону, причем губы должны оставаться неподвижными, а кончик языка не должен скользить по верхнему краю зубов.( упражнение «чищу зубы»). 

Упражнение «Лопаточка»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

Язык лопатой положи.
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три ,четыре , пять!
Язык можно убирать

Упражнение « Чищу зубы»
Цель : выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Почисти  кончиком языка нижние зубы с внутренней и внешней  стороны,  делая движения из стороны в сторону.

Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи…
И внутри…
Не болели,
Не темнели,
Не желтели чтоб они

Упражнение « Качели»
Цель : выработать умение менять положение с постепенным ускорением темпа.
Упражнение важно для формирования звука [ц].

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

Упражнение « Горка»

Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются.
Упражнение 
«Накажу непослушный язычок»

На губу язык клади,
« пя-пя-пя» произнеси,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Ты под счет её держи…
До пяти… до десяти…
Упражнение « Паровозик свистит»

Цель: выработать силу воздушной струи , направляя ее по середине языка.
Вам потребуется стеклянный пузырёк высотой примерно 7 см, с диаметром горлыщка 1-1,5 см. 

Возьми чистый пузырёк и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырек, свист тебе поможет получить звук [ ф-ф-ф].

Комментариев нет:

Отправить комментарий