Методическая разработка логопедического занятия по коррекции фонетических недостатков речи по теме "Автоматизация звука [с] в словах"


Цель: развивать подвижность артикуляционного аппарата, силу голоса и выдоха; закрепить звук [с] в словах со стечением согласных в отраженном повторении и в самостоятельном произношении в словах, предложениях и в связной речи

Задачи:


Коррекционно-образовательные:
  • обогащение словаря по лексической теме: «Весна»
  • закрепление навыка употребления существительных во множественном числе; образования форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;
  • закрепление навыка согласования существительных с числительными; прилагательных с существительными в роде и числе; дифференциации согласных по твердости – мягкости;
Коррекционно-развивающие:
  • развитие фонематического слуха, навыков чтения, звукового и слогового анализа;
  • развитие речевого аппарата, речевого дыхания;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать самостоятельность, ценностное отношение к учебному труду
Планируемые результаты:

  • Личностные: Принятие мысли о том, что правильная, точная устная – это показатели культуры человека. Появление желания умело пользоваться языком. Зарождение элементов сознательного отношения к своей речи. 
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: Контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. 
    • Познавательные УУД: Выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. 
    • Коммуникативные УУД: Формирование собственного речевого высказывания, способности проводить языковой и смысловой анализ текста в соответствии с грамматическими нормами


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Мотивация учебной деятельности Логопед приветствует ученика
Проверяет готовность обучающегося к уроку.
Задает вопросы:
Какое сейчас время года?
Какой месяц?
Что происходит весной в природе?
Солнце весной (какое?) яркое весеннее,  (сказали в ладошку, положили в карман). По аналогии небо,  день, погода, капель, дожди.
Включает аудио – запись шума воды, пение птиц, звон колокольчиков
Отвечает на вопросы учителя.
Называет относительные прилагательные
Определяет неречевые шумы
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к учебной деятельности.
Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
Познавательные (анализ, синтез)
2. Постановка проблемной и учебной задач Задает вопросы:
Какой звук встречается в словах: весна, солнце, сосульки.
Слова с  каким звуком будем учиться произносить?
Создает проблемную ситуацию.
У меня случилась неприятность, картина рассыпалась. Поможешь мне ее собрать? Но собрать мы ее сможем, если ты будешь правильно произносить звуки [с] и [с']. За каждое правильно выполненное задание будем открывать одну часть картины.
Чтобы не ошибаться и правильно говорить звук нам нужно выполнить зарядку.
Выделяет общий звук в словах.
Называет тему занятия.
Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию Регулятивные УУД: планирование как определение последовательности действий с учётом целей и конечного результата
3.    Актуализация знаний Вывешивает профиль артикуляции звука [с] Дает подробную характеристику  звука с опорой на  план  и символы. Познавательные УУД: знаково-символические;
Коммуникативные УУД: овладение монологической речью;
Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков;
Установление причинно-следственных связей;
4.    Развитие артикуляционной моторики. Называет упражнения и контролирует правильность выполнения.

Улыбка - заборчик
Лопата – иголочка
Почистим зубки (за нижними зубами)
Маятник
Качели
Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Регулятивные (волевая саморегуляция, контроль)

5. Работа по развитию дыхания и силы голоса.
Показывает детям схему дыхательной гимнастики и контролирует выполнение упражнений.
Под музыку пропевает с учеником гласные звуки
Выполняют дыхательные упражнения по схеме.
Пропевает  гласные звуки.
Открывает одну часть картинки.
Познавательные УУД: знаково-символические;
Регулятивные: контроль.
6, Автоматизация звука в слогах

Называет слоги и контролирует правильность выполнения. Повторяет  слоги по массажной  ладошке: прямые, обратные, со стечением согласных. Регулятивные (волевая саморегуляция, контроль)
7. Развитие фонематического слуха
Проводит  игру «Эхо»
СА-СО-СУ
СА-СУ-СИ
СМА-СМО-СМИ
СТО-СТУ-СТИ
Проговаривает отраженно слоги. Регулятивные: контроль.
8. Автоматизация звука в словах
Проводит игру «Один - много»





Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в левом верхнем углу»
Проводит игру «День-ночь» (с картинками из игры один - много)
Закрывает картинку.

Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в левом нижнем  углу»
Проговаривает название предмета в единственном числе, а затем во множественном  (по заданному речевому образцу)
(открывает  вторую часть картины)
«Берет следующее задание в левом верхнем углу» и называет игру

Называет спрятанную картинку по речевому образцу: «Не стало сапогов и.т.д»»
(Открывает третью часть картины)

«Берет следующее задание в левом нижнем  углу» и называет игру
Регулятивные (волевая саморегуляция, контрольв форме сличения результата с его эталоном)
Личностные (зарождение элементов сознательного отношения к своей речи)
9. Закрепление навыка чтения
Контролирует правильность  и понимание  прочитанного. (логозаврия/уроки мудрой совы/знакомство с буквой с/прочитай)

Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в правом верхнем углу»
На компьютере читает слова и соединяет с предметами

Открывает четвертую часть картины


«Берет следующее задание в правом верхнем углу» и называет игру
Регулятивные (контроль)
10. Развитие грамматического строя
Проводит игру: «Посчитай от 1 до 5» (с картинками стол, стул, автобус, стакан, кактус)


Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в правом нижнем  углу»
Проговаривает слова по речевому образцу: «один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов» и.т.д.
Открывает пятую часть картины

«Берет следующее задание в правом нижнем  углу» и называет игру
Регулятивные (выполнение учебного действия)
11. Дифференциация звука по  твердости – мягкости
Проводит игру: «Острова»
Звуки [с] и [с'] решили отправиться в путешествие на острова. Но звук [с] может отправиться только на остров возле синего моря, т.к  он твердый, а звук [с'] к острову возле зеленого моря. (картинки: гусёнок, беседка, цифра восемь, гуси, такси, хвост, мост, аист, хоккеист, танкист, куст)
Называет предмет, определяет звук [с] или  [с']. Кладет к определенному острову.




(Открывает шестую часть картины)
Познавательные (анализ, синтез, классификация)
12. Звуко-слоговой анализ
Дает задание составить картину из частей, составить по ней предложение, выполняет графическую запись предложения, звуковой анализ и запись слова со звуком   [с]. Составляет картину, рассматривает ее и составляет предложение. Выполняет графическую запись предложения. Звуковой анализ и запись слова со звуком   [с]. Познавательные (анализ, синтез) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
13. Рефлексия.
С каким звуком мы учились проговаривать слова? Какие весенние слова мы запомнили?
Знакомит со значением нового слова: «Веснянка»
Отвечает на вопросы логопеда.
Вспоминает и называет относительные прилагательные.

Запоминает значение нового слова.
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные (умение структурировать знания)

2 комментария:

  1. Светлана Петровна, спасибо за конструкт урока. Мне как начинающему логопеду очень важен Ваш опыт. Карина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Удачи вам, Карина в нашей нелёгкой и творческой профессии.

      Удалить