Цель: развивать подвижность артикуляционного аппарата, силу голоса и выдоха; закрепить звук [с] в словах со стечением согласных в отраженном повторении и в самостоятельном произношении в словах, предложениях и в связной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обогащение словаря по лексической теме: «Весна»
- закрепление навыка употребления существительных во множественном числе; образования форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;
- закрепление навыка согласования существительных с числительными; прилагательных с существительными в роде и числе; дифференциации согласных по твердости – мягкости;
- развитие фонематического слуха, навыков чтения, звукового и слогового анализа;
- развитие речевого аппарата, речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- развитие пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ценностное отношение к учебному труду
- Личностные: Принятие мысли о том, что правильная, точная устная – это показатели культуры человека. Появление желания умело пользоваться языком. Зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: Контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
- Познавательные УУД: Выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
- Коммуникативные УУД: Формирование собственного речевого высказывания, способности проводить языковой и смысловой анализ текста в соответствии с грамматическими нормами
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
1. Мотивация учебной деятельности | Логопед приветствует ученика Проверяет готовность обучающегося к уроку. Задает вопросы: Какое сейчас время года? Какой месяц? Что происходит весной в природе? Солнце весной (какое?) яркое весеннее, (сказали в ладошку, положили в карман). По аналогии небо, день, погода, капель, дожди. Включает аудио – запись шума воды, пение птиц, звон колокольчиков |
Отвечает на вопросы учителя. Называет относительные прилагательные Определяет неречевые шумы |
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к учебной деятельности. Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Познавательные (анализ, синтез) |
2. Постановка проблемной и учебной задач | Задает вопросы: Какой звук встречается в словах: весна, солнце, сосульки. Слова с каким звуком будем учиться произносить? Создает проблемную ситуацию. У меня случилась неприятность, картина рассыпалась. Поможешь мне ее собрать? Но собрать мы ее сможем, если ты будешь правильно произносить звуки [с] и [с']. За каждое правильно выполненное задание будем открывать одну часть картины. Чтобы не ошибаться и правильно говорить звук нам нужно выполнить зарядку. |
Выделяет общий звук в словах. Называет тему занятия. |
Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию Регулятивные УУД: планирование как определение последовательности действий с учётом целей и конечного результата |
3. Актуализация знаний | Вывешивает профиль артикуляции звука [с] | Дает подробную характеристику звука с опорой на план и символы. | Познавательные УУД: знаково-символические; Коммуникативные УУД: овладение монологической речью; Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; Установление причинно-следственных связей; |
4. Развитие артикуляционной моторики. | Называет упражнения и контролирует правильность выполнения. Улыбка - заборчик Лопата – иголочка Почистим зубки (за нижними зубами) Маятник Качели |
Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом. | Регулятивные (волевая саморегуляция, контроль) |
5. Работа по развитию дыхания и силы голоса.
|
Показывает детям схему дыхательной гимнастики и контролирует выполнение упражнений. Под музыку пропевает с учеником гласные звуки |
Выполняют дыхательные упражнения по схеме. Пропевает гласные звуки. Открывает одну часть картинки. |
Познавательные УУД: знаково-символические; Регулятивные: контроль. |
6, Автоматизация звука в слогах |
Называет слоги и контролирует правильность выполнения. | Повторяет слоги по массажной ладошке: прямые, обратные, со стечением согласных. | Регулятивные (волевая саморегуляция, контроль) |
7. Развитие фонематического слуха |
Проводит игру «Эхо» СА-СО-СУ СА-СУ-СИ СМА-СМО-СМИ СТО-СТУ-СТИ |
Проговаривает отраженно слоги. | Регулятивные: контроль. |
8. Автоматизация звука в словах
|
Проводит игру «Один - много» Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в левом верхнем углу» Проводит игру «День-ночь» (с картинками из игры один - много) Закрывает картинку. Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в левом нижнем углу» |
Проговаривает название предмета в единственном числе, а затем во множественном (по заданному речевому образцу) (открывает вторую часть картины) «Берет следующее задание в левом верхнем углу» и называет игру Называет спрятанную картинку по речевому образцу: «Не стало сапогов и.т.д»» (Открывает третью часть картины) «Берет следующее задание в левом нижнем углу» и называет игру |
Регулятивные (волевая саморегуляция, контрольв форме сличения результата с его эталоном) Личностные (зарождение элементов сознательного отношения к своей речи) |
9. Закрепление навыка чтения |
Контролирует правильность и понимание прочитанного. (логозаврия/уроки мудрой совы/знакомство с буквой с/прочитай)
Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в правом верхнем углу»
|
На компьютере читает слова и соединяет с предметами Открывает четвертую часть картины «Берет следующее задание в правом верхнем углу» и называет игру |
Регулятивные (контроль) |
10. Развитие грамматического строя |
Проводит игру: «Посчитай от 1 до 5» (с картинками стол, стул, автобус, стакан, кактус)
Дает инструкцию: «Возьми следующее задание в правом нижнем углу» |
Проговаривает слова по речевому образцу: «один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов» и.т.д. Открывает пятую часть картины «Берет следующее задание в правом нижнем углу» и называет игру |
Регулятивные (выполнение учебного действия) |
11. Дифференциация звука по твердости – мягкости |
Проводит игру: «Острова» Звуки [с] и [с'] решили отправиться в путешествие на острова. Но звук [с] может отправиться только на остров возле синего моря, т.к он твердый, а звук [с'] к острову возле зеленого моря. (картинки: гусёнок, беседка, цифра восемь, гуси, такси, хвост, мост, аист, хоккеист, танкист, куст) |
Называет предмет, определяет звук [с] или [с']. Кладет к определенному острову.
(Открывает шестую часть картины)
|
Познавательные (анализ, синтез, классификация) |
12. Звуко-слоговой анализ |
Дает задание составить картину из частей, составить по ней предложение, выполняет графическую запись предложения, звуковой анализ и запись слова со звуком [с]. | Составляет картину, рассматривает ее и составляет предложение. Выполняет графическую запись предложения. Звуковой анализ и запись слова со звуком [с]. | Познавательные (анализ, синтез) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
13. Рефлексия. |
С каким звуком мы учились проговаривать слова? Какие весенние слова мы запомнили? Знакомит со значением нового слова: «Веснянка» |
Отвечает на вопросы логопеда. Вспоминает и называет относительные прилагательные. Запоминает значение нового слова. |
Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Познавательные (умение структурировать знания) |
Светлана Петровна, спасибо за конструкт урока. Мне как начинающему логопеду очень важен Ваш опыт. Карина
ОтветитьУдалитьУдачи вам, Карина в нашей нелёгкой и творческой профессии.
Удалить